Мы используем cookies для сбора обезличенных персональных данных. Они помогают настраивать рекламу и анализировать трафик. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных.
Хорошо
Работа с онлайн-репутацией становится необходимостью для современных брендов, поскольку большинство потребителей изучают отзывы в интернете и доверяют им. В нашей статье вы узнаете, как работает SERM и управление репутацией в сети. А также о том, как выбрать подрядчика и избежать распространённых ошибок.
время прочтения - 6 минут
SERM: как управлять репутацией в интернете?
январь 2025

SERM: как управлять репутацией в интернете?

Контент-менеджер

Разделы статьи

Что такое управление репутацией в интернете?

Управление репутацией в сети — это действия, влияющие на восприятие компании в интернете. А ORM и SERM — два разных метода управления репутацией.

SERM (Search Engine Reputation Management) — направление маркетинга, которое фокусируется на улучшении репутации компании в поисковых системах. Оно включает в себя мониторинг упоминаний, анализ отзывов, работу с негативными комментариями и публикациями, а также создание позитивного контента.

ORM (Online Reputation Management) подразумевает более широкий подход и охватывает не только работу с поисковой выдачей, но и другие каналы коммуникации: соцсети, блоги, форумы, СМИ.
Таким образом, основное различие ORM и SERM заключается в их масштабе и фокусе.

Управление онлайн-репутацией решает следующие задачи:

  • Формирование положительного восприятия у целевой аудитории, партнёров и инвесторов.
  • Рост доверия к компании.
  • Уменьшение количества отказов покупателей.
  • Минимизация видимости негативных материалов и снижение рисков, связанных с нанесением ущерба репутации.
  • Рост узнаваемости бренда и укрепление его позиций на рынке.
  • Быстрое реагирование на негативные ситуации или информационные атаки, чтобы минимизировать ущерб.
  • Повышение видимости положительных упоминаний в результатах поиска, что способствует привлечению большего количества клиентов и росту продаж.
Как аналитика данных помогает вывести приложения на топовые позиции в сторах: гайд по инструментам

Как работает SERM?

Этапы:

1.Исследование того, как бренд представлен в сети.
Собирается информация о компании из поисковой выдачи и анализируется соотношение позитивных, негативных и нейтральных упоминаний для оценки общей тональности по каждому ресурсу. Также оценивают её видимость в результатах поиска и определяют основные проблемы.

2.Разработка serm-стратегии.
После того, как выяснилось, какого контента о компании больше, планируются дальнейшие действия. Если много негатива, нужно восстанавливать репутацию. Если имидж положительный, то поддерживать образ и укреплять доверие клиентов. SEO-специалисты подбирают запросы, по которым будет оптимизирован контент, а также площадки для его размещения и продвижения. 

3.Создание и распространение позитивного контента.
Формат может быть любым: статьи, видео, ответы на вопросы клиентов, новости и другие материалы, демонстрирующие преимущества бренда и его ценности.

4.Работа с негативными упоминаниями.
Необходимо вовремя обрабатывать появляющиеся отрицательные комментарии. Отвечая на критику и решая проблемы потребителей, бренд демонстрирует заинтересованность в решении их вопросов и снизит влияние негатива.

5.Мониторинг и анализ результатов.
Первые выводы можно сделать не раньше, чем через 3 месяца. Анализируется то, как изменилась поисковая выдача и отношение аудитории, затем при необходимости в стратегию вносятся коррективы.

Основные инструменты SERM

  • Работа с отзывами помогает выявить проблемы и улучшить качество продукции или услуг. При этом не стоит пытаться перекрыть один плохой комментарий несколькими позитивными. Неотработанный отрицательный отзыв по-прежнему будет работать против бренда. Эффективнее будет решить вопрос, а также мотивировать клиентов оставить хороший комментарий, предложив им скидки и бонусы.
  • Сервисы для отслеживания упоминаний бренда дают возможность быстро реагировать на негативные отзывы и комментарии.
  • SEO помогает оптимизировать сайт для поисковых систем, чтобы он занимал более высокие позиции в результатах поиска, что приведёт к увеличению трафика и улучшению репутации.
  • Соцсети, блоги и форумы помогают продвигать контент и общаться с аудиторией.
  • PR-кампании, направленные на повышение узнаваемости бренда и улучшение репутации.
  • Служба поддержки клиентов сделает обслуживание более качественным, что также положительно скажется на репутации.

Как выбрать подрядчика для управления репутацией?

При выборе надёжного подрядчика стоит обращать внимание то, как составлено коммерческое предложение. Оно должно иметь чёткую структуру с разъяснением итоговой стоимости. Разделение на этапы, мониторинг промежуточных результатов, указание типа отчётности — говорят о том, насколько потенциальные исполнители погрузились в проект. Также хорошо, если наглядно продемонстрировано, какие результаты будут в сравнении с текущими показателями.

Хорошо, когда есть портфолио и успешные кейсы, релевантные вашему запросу. Но бывает так, что клиент под NDA (договор о неразглашении конфиденциальной информации), тогда можно попросить анонимные кейсы.

Важно и оформление коммерческого предложения. Безвкусный и некорректный дизайн сигнализирует о том, что подрядчик экономит на специалисте, а это говорит о подходе к работе. Также хорошо, когда в конце предлагаются дополнительные услуги, о которых вы могли не знать.

Проанализировать эффективность работы SERM можно сравнив репутационный фон до старта и после завершения. Показатель успеха — присутствие в топ-10 и топ-20 поисковой выдачи положительной информации о компании, а также заметное снижение объёма негатива. Также результатом выполнения KPI будет рост целевого трафика и интереса к контенту.

Распространённые ошибки в SERM и как их избежать?

  1. Отсутствие стратегии. Без плана действий усилия по управлению репутацией могут быть хаотичными и неэффективными. Чтобы избежать этого, определите цели, разработайте стратегию, учитывающую специфику компании, и регулярно отслеживайте результаты и вносите коррективы по необходимости.
  2. Игнорирование негативных отзывов или агрессивная реакция на них. Если не обращать внимание на отрицательный отзыв, клиент может начать размещать жалобы на других площадках, и ситуация выйдет из-под контроля. Поэтому активно отслеживайте отзывы, отвечайте на критику конструктивно, предлагайте решения проблем. Так вы покажете открытость и готовность повышать качество продукции или услуг.
  3. Односторонний подход. Сосредоточение только на одном аспекте управления репутацией может привести к дисбалансу и неполной картине восприятия бренда. Учитывайте все аспекты, включая работу с отзывами, соцсетями, СМИ и другими каналами. Стремитесь к гармоничному развитию бренда.
  4. Неактуальная информация. Устаревшие данные о компании могут вызвать путаницу и недоверие у потенциальных клиентов. Своевременно обновляйте информацию во всех каналах коммуникации: используйте актуальные контактные данные и описание товаров и услуг.
  5. Недостаточное внимание к соцсетям. Отсутствие активности или неправильное использование этих платформ может негативно сказаться на восприятии бренда. Публикуйте интересный и полезный контент, взаимодействуйте с аудиторией, используйте гео для привлечения внимания. Будьте активны на востребованных платформах, соответствующих целевой аудитории.
  6. Отсутствие аналитики. Если не анализировать результаты, то это может привести к повторению ошибок и неэффективному использованию ресурсов. Проводите регулярный анализ результатов, выявляйте тенденции и закономерности. Используйте полученные данные для корректировки стратегии и улучшения результатов.

Заключение

Хорошая репутация работает на рост прибыли, негативная — приводит к убыткам. В нашей стране пока не принято хвалить компанию за хороший продукт или услугу, и негативные комментарии оставляют гораздо охотнее. Так, многие бизнесы, качественно выполняющие свою работу, остаются без положительных отзывов. К тому же бывают информационные войны и недобросовестные конкуренты. Поэтому каждой компании важно работать со своей репутацией. SERM поможет сформировать онлайн-имидж, повысить узнаваемость бренда и лояльность аудитории.
Вам понравилась статья?