Мы используем cookies для сбора обезличенных персональных данных. Они помогают настраивать рекламу и анализировать трафик. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных.
Хорошо

A/B тестирование: что это простыми словами

A/B-тест — востребованный маркетинговый инструмент. О том, что он из себя представляет, как с ним работать и оценивать результаты. А также, какие существуют сервисы и наиболее распространённые ошибки, узнаете из нашей статьи.
время прочтения - 8 минут
A/B тестирование: что это и как его провести?
ноябрь 2024
A/B тестирование: что это и как его провести?
Контент-менеджер

Разделы статьи

Что такое А/В-тестирование?

А/В-тестирование (сплит-тестирование) — это эксперимент, который помогает выявить из двух вариантов наиболее эффективный. При этом сравнивается контрольная группа элементов с тестовыми.

Например, с помощью А/В-теста сравнивают два варианта рекламных креативов или заголовков текста, чтобы понять, какой из них привлекательнее для целевой аудитории и в дальнейшем использовать его для работы. А/В-тесты помогают принимать обоснованные решения на основе данных, а не предположений. Они полезны для оптимизации маркетинга, продуктов, услуг и других аспектов бизнеса.

Этапы А/В-тестирования

  • Формулировка цели тестирования. Например, повысить конверсию сайта или улучшить пользовательский опыт.
  • Разработка гипотезы. На основе цели формулируется предположение, как изменение повлияет на результат.
  • Создание двух версий — А и В. В одну вносятся изменения согласно гипотезе, а вторая (контрольная) остаётся без изменений.
  • Запуск тестирования. При этом аудитория распределяется на группы: одна взаимодействует с вариантом А, другая — с В.
  • Сбор и анализ данных. Анализируется поведение аудитории при взаимодействии с каждым вариантом, а затем сравниваются показатели обеих групп. Если версия В (в которую внесены изменения согласно гипотезе) показала лучшие результаты по сравнению с А, то гипотеза подтвердилась. В противном случае её стоит пересмотреть.
  • Подведение итогов. На основе результатов тестирования проводится оптимизация и принимается решение о дальнейшем развитии. При необходимости проводятся повторные тестирования.

Как интерпретировать результаты?

Интерпретация подразумевает процесс анализа данных, полученных в ходе тестирования, с целью определения, какой из вариантов работает лучше. Для этого сравнивают ключевые показатели эффективности каждой версии. KPI могут быть разными в зависимости от цели теста.

Важно помнить, что интерпретация строится на объективных данных, а не на предположениях или интуиции. Также стоит учитывать контекст и особенности целевой аудитории при принятии решений на основе итогов теста.


Инструменты для А/В-тестирования

Существует большое число инструментов, которые используются для тестирования. Рассмотрим, некоторые из них.

Varioqub — бесплатный сервис доступный в интерфейсе Яндекс Метрики, которая используется для анализа поведения пользователей на сайте. Инструмент позволяет проводить эксперименты и сравнивать эффективность различных вариантов страниц.

Optimizely — платный инструмент для A/B-тестирования с обширным набором функций, включая возможность тестирования на мобильных устройствах и интеграции с другими платформами. Отличный вариант для крупного бизнеса.


VWO — ещё один платный инструмент, который предоставляет возможности для оптимизации конверсии и проведения сплит-тестов. На платформе доступно не только мультивариантное тестирование, но и тест определённого сегмента аудитории. Это позволяет оптимизироваться под разные сегменты аудитории и повышать общую эффективность маркетинговых усилий. Также на платформе есть генератор текстов на основе ИИ.

AB Tasty — платформа, позволяющая оптимизировать пользовательский опыт и повышать конверсии. Имеет встроенный графический редактор, с помощью которого можно создавать страницы для тестирования. Также даёт возможность перераспределять трафик на новые страницы.

Apptimize — позволяет тестировать изменения на любых платформах и отслеживать их влияние по всем каналам, включая мобильные приложения. При этом можно точно настроить сообщения, цены и дополнительные функции, чтобы у пользователя, переходящего с одной платформы на другую, была одинаковая информация.

Сильное УТП: как бренду выделиться среди конкурентов

Типичные ошибки

При проведении А/В-тестов возможны следующие ошибки:

  • Внесение нескольких изменений в тестовый вариант. В таком случае будет сложно оценить какой из элементов повлиял на улучшение показателей. Поэтому для каждого изменения проводится отдельное сплит-тестирование.

  • Раннее завершение теста. Если период эксперимента слишком короткий, то результаты могут быть искажены из-за случайных колебаний. Но и затягивать тестирование также не стоит.

  • Неверный выбор показателей для оценки результатов. Лучше выбирать метрики, влияющие на коммерческие показатели.

  • Отсутствие контроля за внешними факторами. Например, на результаты влияют сезонность или изменения в алгоритмах поисковых систем. Стоит учитывать это при интерпретации результатов.

  • Исключение анализа поведения пользователей. Помимо ключевых показателей, важно анализировать поведение групп при взаимодействии с каждой версией продукта или услуги. Это поможет понять, почему одна из них работает лучше.

Примеры успешных A/B-тестов

Есть масса примеров, когда A/B-тестирование помогло брендам улучшить продукты и услуги, а также повысить результативность маркетинговых кампаний. Онлайн-магазин обуви Zappos провёл на своём сайте A/B-тест, чтобы выяснить, какой текст кнопки «Добавить в корзину» будет привлекательнее для покупателей. В результате кнопка с текстом «Купить сейчас» увеличила конверсию на 21%. А онлайн-магазин Amazon в ходе A/B-тестирований изучил, как различные алгоритмы рекомендаций влияют на продажи товаров. И выяснил, что персонализированные рекомендации повышают вероятность покупки.

Компания HubSpot прибегнула к методу, чтобы понять, как разные заголовки влияют на количество просмотров статей. И в дальнейшем использовала короткие и чёткие заголовки, поскольку они привлекают больше внимания читателей. Сервис онлайн-бронирования отелей Booking.com также опытным путём заметил, что добавление отзывов гостей и фотографий номеров увеличивает конверсию.

Заключение

A/B-тестирование — эксперимент, а не доказательство выдвинутых гипотез. Тест может оказаться и неуспешным, тогда полученный опыт используется для построения последующих гипотез.
Вам понравилась статья?