Мы используем cookies для сбора обезличенных персональных данных. Они помогают настраивать рекламу и анализировать трафик. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных.
Хорошо

Бенчмаркинг: всё, что нужно знать о сравнительном анализе

Бенчмаркинг – сравнительный метод анализа, который позволяет участникам рынка сопоставить свои показатели с другими компаниями. Этот метод улучшает конкретные показатели, чтобы обеспечить их рост. Простыми словами, бенчмаркинг – это сравнительный анализ, необходимый для поиска эталонных показателей, чтобы улучшить работу компании. Анализ может быть направлен на бизнес-процессы, конкретные продукты, стратегии и результаты деятельности.
время прочтения - 7 минут
Бенчмаркинг: всё, что нужно знать о сравнительном анализе в бизнесе
октябрь 2024
Бенчмаркинг: всё, что нужно знать о сравнительном анализе в бизнесе
Контент-менеджер

Разделы статьи

Для чего проводится бенчмаркинг и его актуальность

Бенчмаркинг проводится, чтобы изучить качество и целесообразность маркетинговых и рабочих процессов других компаний. Обычные инструменты анализа позволяют оценить показатели конкурентов только в количественном эквиваленте. Благодаря бенчмаркингу можно получить комплексный подход.

Грамотный анализ позволяет обнаружить факторы, которые влияют на успех и развитие компании. Используется в разных областях и бизнес-процессах. Полученные результаты анализа позволяют создавать планы и установки для работы компании.

Бенчмаркинг нужен для получения результатов работы конкурентов в текущий момент и разработки эффективных механизмов для внесения изменений в собственную работу, чтобы действовать на опережение. Это позволяет сравниться по показателям со своими конкурентами и встать на путь активного роста, чтобы их обойти.

Цели бенчмаркинга

Основная цель бенчмаркинга – улучшить показатели и позицию компании среди конкурентов. Процесс начинается с анализа лидеров рынка и основных конкурентов, а полученные данные сравниваются с текущими показателями компании. Это позволяет найти слабые стороны и использовать практику конкурентов для улучшения собственных показателей. Глобальной целью бенчмаркинга является рост доходов и рост лояльности бренда.
Поэтому к основным целям и задачам можно отнести:

  1. Повышение показателей работы. Анализ компании и её конкурентов позволяет определить слабые и сильные стороны. Это даёт возможность правильно выстроить вектор развития.
  2. Улучшение показателей на рынке. Осуществляется путём сравнения компании на рынке, чтобы определить её позицию относительно конкурентов.
  3. Поиск эффективных и новых решений для улучшения показателей. Бенчмаркинг служит для выявления инструментов, используемых конкурентами, которые будут полезны и в своей практике.
Чтобы реализовать цели бенчмаркинга, проводится анализ конкурентов, внутренних рынков, сравнение рабочих практик и формирование стратегии развития.

Этапы проведения бенчмаркинга

Чтобы добиться эффективности анализа, требуется многоэтапное проведения исследований и оценок. Этапы бенчмаркинга:

Подготовка

На этом этапе требуется выбрать показатели для сравнения, объект анализа и список основных конкурентов. В процессе подготовки нужно заранее установить критерии, по которым будет определяться степень эффективности бенчмаркинга. Отдельно определяются и критерии успешности компании. Чаще всего основным критерием является финансовая успешность, но исследование может затрагивать и другие критерии. Для проведения бенчмаркинга потребуется использовать собственный анализ, а сторонние источники информации, такие как опросы, отчёты, бизнес-планы. Поиск информации нужно проводить в сегменте, где работает компания.

Анализ

Следующим этапом является анализ полученной информации. При этом анализируются используемые технологии, методы, процессы и проводится их сравнение с конкурентами. Бенчмаркинг включает в себя анализ компании и ееё конкурентов по таких параметрам:
  • себестоимость продукта;
  • производственные процессы;
  • используемые технологии;
  • расходы на продвижение продукции;
  • маркетинговые инструменты.
На этапе анализа определяются заданные критерии и шаги для их достижения.

Внедрение

Определяются основные цели и стратегия по их реализации. Стратегия может разрабатываться как для ближайшего периода, так и на перспективу. При этом нужно учитывать финансовые расходы на реорганизацию внутренних процессов в работе производства или компании.

Повторение

Ситуация на рынке постоянно меняется. Поэтому недостаточно один раз провести бенчмаркинг и всегда использовать полученные данные. Чтобы обеспечить стабильный рост и развитие компании, нужно постоянно проводить анализ данных. Это позволит следить за эффективностью внедрения новых процессов и изменениями, которые происходит на рынке.

Методы бенчмаркинга

Для эффективного анализа нужно правильно выбрать метод бенчмаркинга или их комбинацию. К наиболее эффективным методам относятся:
  1. Односторонний. При его использовании компания самостоятельно собирает необходимую для анализа информацию. При этом для анализа используется информация о самой компании и её продукции, а также о конкурентах, партнёрах и рынке.
  2. Совместный. Метод заключается в добровольном обмене информацией между участниками рынка.
  3. На основе базы данных. Получение информации из платных и закрытых баз данных.
  4. Бенчмаркинг при участии третьей стороны. Компания нанимает специалистов, которые занимаются сбором и анализом данных.
  5. Групповой. При групповом бенчмаркинге участники проводят совместные встречи, на которых координируются общие действия и методы работы.
Выбор метода бенчмаркинга определяют его цели. Может потребоваться сочетание нескольких методов.

Виды бенчмаркинга

К видам бенчмаркинга относится:
  1. Процессный. Служит для сравнения рабочих и маркетинговых процессов в компании и у конкурентов.
  2. Функциональный. Позволяет сравнить разные показатели компании и её конкурентов. Для этого сравниваются методы и процессы.
  3. Стратегический. Этот вид бенчмаркинга основан на сравнении производственных, технологических и административных процессов конкурентов. Обнаруживает разработки и методы управления и продвижения.
  4. Внутренний и внешний. Внутренний бенчмаркинг используется для изучения процессов в разных отделах компании. Внешний бенчмаркинг необходим, чтобы сравнивать стратегии и работу с конкурентами.
  5. Конкурентный. Используется для сравнения разных параметров и показателей компании с успешными участниками рынка. Изучение работы и тенденции для её улучшения.
  6. Отраслевой. Заключается в сравнении работы с компаниями в той же отраслевой нише. При этом сравнение происходит не только с прямыми конкурентами, но и с лидерами рынка.
  7. Общий. Заключается в оценке всех бизнес и производственных процессов, особенностей и методов работы.
  8. Глобальный. Сравнение работы с компаниями из других стран. Позволяет найти эффективные методы работы и развития для успешного продвижения собственной компании.
Выбор вида бенчмаркинга позволяет сделать исследование эффективным и получить ответы именно на те вопросы, которые задавались при его планировании.

Нативная реклама и как она работает: полное руководство

Распространенные ошибки в бенчмаркинге

Бенчмаркинг – метод получения необходимой информации обо всех участниках рынка, чтобы повысить свои позиции, качество продукции и снизить расходы. Чтобы использование метода принесло максимум пользы, требуется соблюдать основные правила и выбрать правильные методы в бенчмаркинге. Не стоит совершать распространенные ошибки новичков. К ним относится:
  1. Копирование чужой стратегии. Чужая модель не всегда приносит тот же эффект для другой компании. Можно изучить стратегии конкурентов и применять только их элементы, которые подходят компании.
  2. Глобальная реорганизация. Большое количество изменений за короткий промежуток времени только усложнят работу компании и создадут хаос. Поэтому их нужно вносить постепенно.
  3. Игнорирование интересов покупателей. При анализе компания должна не только сравнивать себя с конкурентами, но и выделять сегменты, которые помогут ей повысить лояльность целевой аудитории.
  4. Незаконный бенчмаркинг. Нужно соблюдать законы бенчмаркинга. Шпионаж за конкурентами может грозить репутационными рисками и являться прямым нарушением законодательства.
Бенчмаркинг должен быть не инспекционной проверкой для выявления проблем, а эффективным инструментом для улучшения работы компании. Поэтому нужно создать положительную атмосферу.

Заключение

Частота бенчмаркинга зависит от размера компании, сферы деятельности, положения на рынке и типа продукции.

Бенчмаркинг – полезный инструмент для роста эффективности работы, узнаваемости продукции и внедрения методик. Бенчмаркинг нужен для сравнивания своих показателей с конкурентами, поиска проблемных зон и получения эталонных показателей.
Вам понравилась статья?