ABC XYZ-анализ — это простой способ понять, какие категории товаров приносят наибольшее количество прибыли по принципу Парето: 20% продукции дают 80% дохода компании. ABC-часть показывает минимум, приносящий основную долю выручки. Вторая часть — XYZ помогает оценить, насколько стабильно каждый из них генерирует прибыль.
Например, ABC-анализ показал, что зимние колеса вышли на пиковый спрос и дают высокий доход в течение 3 месяцев. Бизнес, не проведя вторую часть исследования, закупил большой запас товара, который в результате просто лежит на складе и не даёт прибыли. Но если провести XYZ-анализ, станет ясно, что это вопрос сезонности. Таким образом можно заранее просчитывать подобные ситуации. Поэтому лучше проводить его на срезе не 2-3 месяцев, а в идеале — минимум полгода, оптимальный вариант — год. Это поможет охватить все сезоны и получить максимально релевантную репрезентативную выборку.
Также метод выявляет позиции, которые в рамках серийности присутствуют у клиента. Например, iPhone 15 отлично продаётся и компания начинает закупать большие партии. Продажи идут и вроде бы всё хорошо. Но если провести внутреннее серийное исследование этой модели — смартфон с одной SIM-картой, с двумя SIM-картами, с разными характеристиками по цвету и объёму памяти, — то по итогам исследования может оказаться, что наиболее часто продаваемый продукт — iPhone 15 на 128 гигабайт с одной SIM-картой. А компания при этом закупает полностью модельный ряд в большом количестве. Соответственно, одна часть продукции складируется и не реализуется, а другая, наоборот, находится постоянно в дефиците.
Исследование помогает понять, что конкретно продаётся, а что нет, и исходя из этого, регулировать стратегию даже для одной модели.