Во многих профессиональных источниках встречается понятие «объёма рынка», которое синонимично ёмкости. Расчёт показателей здесь идентичный, поэтому использование обеих формулировок в контексте одного определения не является ошибочным. Если дифференцировать эти параметры, то обозначаем объём рынка больше как результат, т.е. сколько товаров или услуг фактически было реализовано в конкретном месте и периоде. А ёмкость рассматриваем как плановый показатель, который способен обозначить латентные продажи в будущем.
Стоит отметить, что на вышеупомянутый параметр оказывают влияние ряд факторов, которые рекомендуемся учитывать при исследовании:
- Экономические и политические факторы: колебания курса доллара, изменение ставки Центральным Банком, импортных условий и прочее. Например, возьмём автомобильный сегмент: несмотря на то, что многие европейские производители покинули отечественный рынок, спрос на автомобили остался на прежнем уровне, т.е. ёмкость не изменилась. Это привело к замещению европейского автопрома азиатским, что сопровождалось изменениями в условиях импорта для конкретных стран.
- Социально-культурные и демографические факторы: настроение населения, его покупательская способность в различных регионах и сегментах, половозрастные характеристики. Эти явления сказываются на потребительском поведении, что в конечном итоге отражается на итоговом подсчёте показателя ёмкости или объёма рынка.
- Природно-географические и иные факторы, не зависящие от человека. Здесь ярким примером послужит период продолжительной аномальной жары, нехарактерной для региона, когда существенно повышается спрос на кондиционеры или солнцезащитные кремы.
- Глобальные тренды. Фактор, не зависящий от человека, но который возможно предугадать с учётом цикличности и тенденций происходящих в мире. Здесь важны именно профессиональные компетенции специалиста: насмотренность и опыт.
При оценке факторов стоит учитывать те компоненты, которые характерны и значимы для определённого сектора экономики. В ArrowMedia разработка эффективной рекламы для продвижения бизнеса строится как раз на основе анализа рыночной конъектуры, в котором учитываются те аспекты, влияющие на ситуацию в конкретном сегменте.
Как мы это делаем