У каждого предприятия может быть свой ответ, для чего проводится SWOT-анализ в конкретном случае. Общая черта — этот инструмент помогает увидеть реальную ситуацию, оценить потенциальные внешние угрозы и выявить возможности. Любые изменения рынка при правильном применении этого анализа можно повернуть в свою пользу, делая ставку на сильные стороны предприятия. Проведение анализа помогает снизить риски или негативные последствия от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Анализ нужен и для того, чтобы предприятие могло принять новую стратегию, в том числе связанную со сменой географического направления, вида деятельности, ребрендингом и т.д.
SWOT-анализ необходим для стратегического планирования:
- помогает адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, определить актуальность товара, который выпускает компания;
- нужен для подведения итогов отчетного периода — анализ помогает понять, насколько выросли показатели продаж, что удалось улучшить в работе фирмы за этот период, какие новые угрозы появились;
- прогнозирует перспективы развития компании — выявляет новые возможности и угрозы (например, изменения законодательства, появление новых технологий), помогает наметить точки роста, которые помогут опередить конкурентов;
- оценить риски при запуске нового направления или выходе на новый рынок.
Методика увязывает все четыре составляющие, так что можно увидеть взаимосвязи между факторами, а помогает правильно их интерпретировать и принять на их основе правильные управленческие решения. Результаты SWOT-анализа рисуют полную картину состояния компании, влияющих на нее внешних и внутренних факторов.